Психология курения

Почему люди курят? «Спасибо Господу, сотворившему сигареты, которые позволяют человеку собраться с мыслями или, по крайности, принять философический вид» (Кристофер Т. Бакли «Здесь курят»). Неслучайная цитата.
Именно желание сосредоточиться, подготовиться к ответственному шагу, на время избавиться от стресса, приглушить боль и страх – основные причины для того чтобы пододвинуть поближе пепельницу, чиркнуть спичкой или зажигалкой, поднести сигарету к огню и сделать первую затяжку. Так считает большинство курильщиков.
Содержание:
Предпосылки, провоцирующие никотиновую зависимость
В качестве психологических предпосылок, провоцирующих первоначальную тягу к курению, но являющихся всегда строго индивидуальными, нередко называются:
- желание подражать родителям, кумирам, сверстникам
- желание привлечь внимание противоположного пола (создать образ «крутого мачо» или «загадочной незнакомки»)
- потребность в общении (и, напротив, потребность отгородиться ото всех)
- своеобразный протест против существующих условий (дома, на улице, на работе и пр.)
Эти предпосылки выглядят несерьезными лишь на первый взгляд. Ведь все они реально приводят к формированию стойкой психологической зависимости от процесса курения. Постепенно возникает своеобразный ритуал, якобы упорядочивающий неспокойную жизнь: утренняя сигарета, сигарета после еды, сигарета перед сном и т.п.
И, мысленно отказываясь от табака, курильщик лишается многих иллюзий: иллюзии общения, иллюзии коллектива, иллюзии спокойствия. Но самое главное – иллюзии своей индивидуальности.
Неправильная борьба с курением
Очевидно, что на государственном уровне проблему никотиновой зависимости не решить, так как при этом совершенно не учитывается психология курения и образ мышления курильщика. Так, для курильщика со стажем и нередко для тех, кто только собирается начать курить, не имеют никакого значения законодательные профилактические мероприятия, направленные на борьбу с этой вредной привычкой. В том числе и предлагающие некую альтернативу. Обычно это:
- полный запрет рекламы табака
- пропаганда ЗОЖ
- визуальные средства психологического воздействия (например, надписи на пачках)
- запрет на курение в общественных местах
- многократное повышение цен на табачные изделия
- продажа сигарет только в специализированных магазинах
На все эти меры у курильщиков нередко находятся остроумные, на их взгляд, решения:
- «Мне и без рекламы известно, какую марку сигарет купить»
- «ЗОЖ – выбор богатых людей, которым нечем заняться»
- «Интересно, что напишут на очередной пачке?»
- «Время менять работу (любимый ресторан, отель, круг общения)»
- «Перейду на самосад»
- «Это все происки лобби торговых сетей»
Подобные протестные и оправдательные высказывания лучше любых определений иллюстрируют психологию курения как процесса, которому подчинена жизнь никотинозависимого человека.
Как психология курения поможет бросить курить
Итак, если в основе психологии и начинающего, и заядлого курильщика всегда лежит иллюзия индивидуальности, то для того чтобы отвратить его раз навсегда от этой вредной привычки, следует ее (иллюзию) разрушить или показать ее оборотную сторону. Приходя в себя с помощью сигареты (например, утром за чашкой кофе, после тяжелого разговора с шефом, в период напряженной работы), человек обретает на время способность заглушить все переживания, связанные с обилием впечатлений. Причем не только негативных, но и позитивных.
Иными словами, курильщик, обретая мнимую индивидуальность, добровольно отказывается от значимой части своего «Я». Только с этих позиций возможна борьба с этой вредной привычкой и при условии, что воздействие и будет как раз носить строго индивидуальный характер – с помощью психолога или ценой самостоятельных усилий.
Специально для skazhynet.ru Александра Максимова