Психология курения

Психология курения
 

Почему люди курят? «Спасибо Господу, сотворившему сигареты, которые позволяют человеку собраться с мыслями или, по крайности, принять философический вид» (Кристофер Т. Бакли «Здесь курят»). Неслучайная цитата.

Именно желание сосредоточиться, подготовиться к ответственному шагу, на время избавиться от стресса, приглушить боль и страх – основные причины для того чтобы пододвинуть поближе пепельницу, чиркнуть спичкой или зажигалкой, поднести сигарету к огню и сделать первую затяжку. Так считает большинство курильщиков.

Предпосылки, провоцирующие никотиновую зависимость

В качестве психологических предпосылок, провоцирующих первоначальную тягу к курению, но являющихся всегда строго индивидуальными, нередко называются:

  • желание подражать родителям, кумирам, сверстникам
  • желание привлечь внимание противоположного пола (создать образ «крутого мачо» или «загадочной незнакомки»)
  • потребность в общении (и, напротив, потребность отгородиться ото всех)
  • своеобразный протест против существующих условий (дома, на улице, на работе и пр.)

Эти предпосылки выглядят несерьезными лишь на первый взгляд. Ведь все они реально приводят к формированию стойкой психологической зависимости от процесса курения. Постепенно возникает своеобразный ритуал, якобы упорядочивающий неспокойную жизнь: утренняя сигарета, сигарета после еды, сигарета перед сном и т.п.

И, мысленно отказываясь от табака, курильщик лишается многих иллюзий: иллюзии общения, иллюзии коллектива, иллюзии спокойствия. Но самое главное – иллюзии своей индивидуальности.
Неправильная борьба с курением

Очевидно, что на государственном уровне проблему никотиновой зависимости не решить, так как при этом совершенно не учитывается психология курения и образ мышления курильщика. Так, для курильщика со стажем и нередко для тех, кто только собирается начать курить, не имеют никакого значения законодательные профилактические мероприятия, направленные на борьбу с этой вредной привычкой. В том числе и предлагающие некую альтернативу. Обычно это:

  • полный запрет рекламы табака
  • пропаганда ЗОЖ
  • визуальные средства психологического воздействия (например, надписи на пачках)
  • запрет на курение в общественных местах
  • многократное повышение цен на табачные изделия
  • продажа сигарет только в специализированных магазинах

На все эти меры у курильщиков нередко находятся остроумные, на их взгляд, решения:

  • «Мне и без рекламы известно, какую марку сигарет купить»
  • «ЗОЖ – выбор богатых людей, которым нечем заняться»
  • «Интересно, что напишут на очередной пачке?»
  • «Время менять работу (любимый ресторан, отель, круг общения)»
  • «Перейду на самосад»
  • «Это все происки лобби торговых сетей»

Подобные протестные и оправдательные высказывания лучше любых определений иллюстрируют психологию курения как процесса, которому подчинена жизнь никотинозависимого человека.

Как психология курения поможет бросить курить

Итак, если в основе психологии и начинающего, и заядлого курильщика всегда лежит иллюзия индивидуальности, то для того чтобы отвратить его раз навсегда от этой вредной привычки, следует ее (иллюзию) разрушить или показать ее оборотную сторону. Приходя в себя с помощью сигареты (например, утром за чашкой кофе, после тяжелого разговора с шефом, в период напряженной работы), человек обретает на время способность заглушить все переживания, связанные с обилием впечатлений. Причем не только негативных, но и позитивных.

Иными словами, курильщик, обретая мнимую индивидуальность, добровольно отказывается от значимой части своего «Я». Только с этих позиций возможна борьба с этой вредной привычкой и при условии, что воздействие и будет как раз носить строго индивидуальный характер – с помощью психолога или ценой самостоятельных усилий.

Специально для skazhynet.ru Александра Максимова